Как оценить риск выездной проверки?
17 июня 2020
В последнее время планирование выездных налоговых проверок строится не на тотальном контроле, а на риск-ориентированном подходе. Этот принцип заложен в Концепции планирования, которая утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Для проведения выездного контроля отбираются налогоплательщики по общедоступным критериям риска. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Критерии приведены в п. 4 Концепции, среди них следующие: 1. налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду деятельности). Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 3 к Приказу ММ-3-06/333@: Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2006-2016 2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, 3. отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период, 4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг, 5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду деятельности в субъекте РФ, 6. неоднократное приближение к предельному значению показателей, дающих право на специальные налоговые режимы, 7. отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год, 8. заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели), 9. непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, пояснений, а также наличие информации об их уничтожении, порче и т.п., 10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами), 11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности. Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 4 к Приказу ММ-3-06/333@: Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2019 году Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2018 году Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2017 году Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2006-2016 годах 12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Регулярно проверяя свою финансово-хозяйственную деятельности по этим критериям, налогоплательщик может своевременно оценить налоговые риски и самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. Для этого служит пояснительная записка к уточненной налоговой декларации, которая приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Для самостоятельной проверки в программе «1С:Бухгалтерия 8» предусмотрен отчет «Оценка риска налоговой проверки». Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год. О том, как провести проверку, см. подробнее. Источник: ИС 1С:ИТС